Не подозрительные типы Существует общепринятая у специалистов классификация вариантов оформления витрин. Во-первых, их разделяют на витрины, оформленные с помощью аппликации на стекло, и витрины с заполнением внутреннего пространства. Первый вариант подойдет для широких оживленных трасс, второй -- для пешеходных улиц и переулков в центре города.
Есть другая классификация. Витрины разделяют на три типа: открытый, закрытый и открыто-закрытый. Первый тип предполагает, что через стекло прохожему будет виден весь магазин. Второй тип витрин -- когда витрину от зала отделяет специальная перегородка и внутренности магазина прохожим не видны. В витринах третьего типа пространство зала лишь проглядывает сквозь витрину, а остальная ее часть занята стильной перегородкой. Неизвестно, какой тип витрины вероятнее всего вызовет желание заглянуть внутрь, но в любом случае открытые витрины не подойдут для магазинов с изношенным торговым оборудованием. Если средств на его замену не хватает, лучше скрыть происходящее внутри.
Витрины бывают также сюжетными, товарными и товарно-сюжетными. Сюжетные витрины акцентируют внимание не на товарах, а на придуманной дизайнером сцене с элементами украшения. Признанным мэтром сюжетных витрин был Сальвадор Дали, который в свое время оформлял бутики Chanel и Hermes. В стиле сюрреализма Дали была выполнена известная работа Юрия Грымова -- витрина магазина Davidoff на Тверской, к которой люди подходили специально, чтобы сфотографироваться. Лицо магазина украшали гигантские головы; вместо ртов у них были ящики, в которых лежал табак.
Товарные витрины встречаются чаще. Они характерны для представителей fashion-индустрии, магазинов, торгующих товарами для дома, элитным алкоголем и иногда -- для магазинов подарков и сувениров. Товарные витрины демонстрируют прохожим часть ассортимента. Типичными товарными витринами щеголяют, к примеру, магазины Benetton или «Реалист». Сейчас довольно распространен западный минималистский стиль оформления витрин, когда на фоне плаката или чистого полотна в витрине размещается одна вещь или манекен. Эффектно, но авторитетные дизайнеры полагают, что это не дань моде, а банальное нежелание вкладываться в более оригинальное оформление. Западные дизайнеры все больше начинают обращаться к товарно-сюжетным витринам, которые сочетают в себе и элементы фантазии дизайнера, и выставленные на обозрение товары. В ход идут необычные подставки и манекены, специально изготовленные куклы и движущиеся предметы.
Бывают витрины акционные: на время проведения той или иной акции они информируют покупателей о скидках и распродажах с помощью красивых ценников на выставленных товарах, изображениями величины скидок с помощью краски, напыленной на стекло, и т.д.
Все в витрине зависит от того, какого эффекта хочет добиться ритейлер: как видно, разные подходы к оформлению витрины имеют разные цели. Бывает, что витрина потребовала больших финансовых вложений и креативных потуг, но не становится для покупателей стимулом к тому, чтобы зайти внутрь. А иногда безликие манекены с украшениями в виде ценников заманивают толпы посетителей. Предопределить эффект от витрины на 100% может, пожалуй, только специалист.
Самодеятельность или профессионализм?
Владельцы магазинов по своему усмотрению решают вопрос, кто будет оформлять их «окно в мир». Как правило, самодеятельность ни к чему хорошему не приводит -- профессионализм ритейлеров больше проявляется в шлифовке технологий продаж, нежели в декорировании витрин. К тому же самостоятельное оформление витрины -- это отрыв от основной деятельности одного или нескольких работников магазина. Хотя крупные розничные сети держат в штате нескольких дизайнеров для ухода за витринами, позволить себе такую роскошь может не каждый.
Некоторые обращаются к частным дизайнерам или в специализированные фирмы. В этом случае вероятность вызвать доверие прохожего к магазину повышается на порядок, поскольку даже наличие художественного вкуса не заменит знания некоторых психологических особенностей восприятия витрины потенциальным покупателем. Сложно догадаться, связан ли превалирующий в оформлении оранжевый цвет с активным переживанием радости или гнева. Возможны промежуточные варианты, когда ритейлеры приобретают в специализированной компании только проект оформления витрины, а практическим воплощением занимаются сами. При этом элементы оформления витрин, в особенности приуроченных к праздничным событиям, стараются взять в аренду. Все это не приветствуется профессиональными оформителями, поскольку заказчик может неадекватно воплотить задуманное, а практика сдачи оборудования напрокат подразумевает наличие у компании часто простаивающих складских помещений.
Витрина по правилам
Чтобы перечислить все нюансы оформления витрин, придется проинтервьюировать десяток специалистов и написать книгу. К тому же, по утверждению дизайнеров, общих правил в этой области нет, и в основном полагаются все же на вкус, профессионализм, смелость и способность родить идею, которая работает. Но все-таки без нравоучений мы не обойдемся и перечислим несколько особенностей восприятия витрин потребителями и принципов, которыми руководствуются дизайнеры, украшая «магазинные окна».
* Взгляды рассматривающих витрину зевак фокусируются в середине ее нижней части. Предметам, которые расположены в этой зоне, покупатель уделяет в 10 раз больше внимания, чем размещенным в верхней части витрины. Хотя существует мнение, что предметы, на которых владелец магазина желает акцентировать внимание прохожих, должны быть расположены на уровне глаз человека. У одних магазинов это нижняя часть витрины, у других -- верхняя. Главной частью витрины является центральная композиция, которая заполняет основное пространство и определяет местоположение остальных аксессуаров. Правильной считается композиция, в которой каждый предмет находится на своем месте. Если убрать хотя бы один из них, полностью нарушается целостность «картинки». В плохой композиции такого исчезновения предмета не замечаешь. Композиция -- основа оформления витрин. Дизайнеры работают, придерживаясь отображенной на эскизе идеи. На эскизе сразу видны все недостатки задуманного оформления.
* Художники крупных торговых центров предпочитают подбирать цвета витрин в соответствии со временем года. Зимой преобладают золотистые и серебристые, красные, синие тона; весной -- нежные, светлые; летом -- пестрые, сочные; осенью -- желтые, оранжевые, коричневые. В специализированных магазинах цвет витрины определяется товаром и категорией покупателей. Например, там, где продаются игрушки, оформление должно быть разноцветным, ярким, а для витрин с нижним бельем лучше использовать пастельные оттенки. В магазинах, предлагающих серебро и ювелирные украшения, товар выставляется на черном бархате, так как этот цвет поглощает свет, а изделия, наоборот, отражают его. Самое выразительное -- сочетание красного или синего с белым. Одним из ярких цветов, как ни странно, считается коричневый. Теоретики утверждают, что по степени воздействия на внимание покупателей в магазинах наиболее эффективно использование сине-фиолетового, темно-синего, бирюзового и лимонного цветов. Так ли это на самом деле, точно не выяснено.
* Эффективными считаются движущиеся конструкции в витрине. Подсознательно, на инстинктивном уровне прохожий обращает внимание на движущиеся объекты. Для наших диких предков движение было сигналом опасности, а для сегодняшних западных дизайнеров сюжетных витрин стало модным веянием.
* Игра света -- наиболее эффективный путь создания живой и интересной обстановки. Используя одно и то же торговое оборудование, при правильном световом решении можно полностью изменить облик витрины. Правильно подобранное сочетание общего освещения и спотов акцентирует внимание и на товарах в витрине, и на самом магазине в целом. Главные инструменты в световом оформлении витрин -- луч света и освещаемое пятно. Большинство приемов, к которым обращаются дизайнеры и декораторы витрин, аналогичны используемым в постановочной фотографии и сценографии. Витрину приходится подсвечивать и днем, поскольку попадание прямых солнечных лучей на стекло вызывает эффект отражения.
* Изображение людей привлекает внимание на 23% больше, нежели изображение неодушевленных предметов. В витрине магазина одежды, например, предпочтительно разместить манекены -- «полноценные» копии людей, пусть даже с безучастными лицами.
* Стиль оформления витрины во многом диктуется архитектурными особенностями здания или улицы. Для декоратора важно, чтобы витрина вписывалась в окружающее городское пространство. Ухоженный и отремонтированный фасад здания необходим магазину, иначе сделать витрину привлекательной не получится. В случае нехватки средств можно привести здание в порядок, покрасив его хотя бы по периметру первого этажа.
* Однотипные решения витрин в целом ряде магазинов сводят на нет все старания оформителей. Поэтому дизайнеры изучают принципы оформления витрин компаний-конкурентов и стараются создать нечто максимально отличное: движущиеся и говорящие объекты, сюжетные сцены. Эксперимент в оформлении «магазинных окон» -- это всегда хорошо.
Автор:Павел Куликов
фото
http://www.tsum.ru/new_shows/