[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Форум » Флористика » Гуманитарные основы флористики » Флористика в храме
Флористика в храме
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 05:11 | Сообщение # 41
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline

• Дорожка в Ново-Тихвинском. 200-летие обители. 2010 г.
• Киево-Печерская лавра.
• Великое освящение Спасо-Преображенского собора в Одессе. 2010 г.
• Визит Святейшего Патриарха на Украину.
• Встреча Патриарха Кирилла в Успенской Святогорской лавре.
• Ковёр в Никольском Васильевском женском монастыре. 2009 г.
• Престольный праздник в Новодевичьем монастыре. Москва.
• Ростов-на-Дону.
• Свято-Успенский монастырь. Одесса. 2010 г.
• Цветы у входа в храм

Прикрепления: 7121978.jpg (35.0 Kb) · 4349615.jpg (189.2 Kb) · 1039680.jpg (155.4 Kb) · 7409683.jpg (136.3 Kb) · 9938863.jpg (166.4 Kb) · 9549675.jpg (146.2 Kb) · 1954242.jpg (178.1 Kb) · 0335535.jpg (129.2 Kb)
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 05:15 | Сообщение # 42
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline


Прикрепления: 3330293.jpg (78.5 Kb) · 9903211.jpg (153.2 Kb) · 7016184.jpg (186.1 Kb) · 3766446.jpg (220.6 Kb) · 3718057.jpg (234.8 Kb) · 3106275.jpg (154.7 Kb) · 6642306.jpg (221.5 Kb) · 2240428.jpg (21.8 Kb)


Сообщение отредактировал Липовка - Пятница, 18.03.2011, 05:19
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 05:24 | Сообщение # 43
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Послушание по украшению храма цветами требует непрестанного труда. Необходимо много читать православной литературы, в том числе святоотеческое наследие и по христианскому искусству, не говоря уже о том, что для православного флориста обязательно чтение Священного Писания и исповедование Таинств Церкви. Без помощи Божией, без молитвы, благословения и работы над собой мало что получится. Православная композиция - это всегда православный образ, который рождается не на пустом месте. А недостатки, и неудачные, на наш взгляд, проекты будут независимо от опыта работы и этого не надо бояться, а просто идти дальше, извлекая из этого уроки. Читайте всё, что попадается по теории флористики, используйте интернет. Что касается источниковедения по православной флористике, то список этот весьма скуден. Есть брошюра А. Стрижёва "Цветы и храм", но она небольшая по объёму и носит весьма общий характер рекомендаций. Есть также публикация в Журнале Московской патриархии того же автора и в журнале "Цветы", "Цветоводство" и других. Правда по некоторым вопросам в этих публикациях я бы высказала другую точку зрения. Причём надо всегда помнить, что личного мнения у нас по вопросам богословия растений быть не может. Всякое высказывание необходимо подкреплять ссылками на Священное Писание, святоотеческое наследие и произведения христианского искусства. Что касается моего местожительства, то это не Москва, а Муром Владимирской области, который всем знаком по празднику 8 июля блг кн. Петра и блг кн. Февронии. А рукопись станет изданием, если на то будет воля Божия.

Библиографический список, которым располагаю на сегодняшний день:
1. Горохова, С.Г. Цветы для больного / Светлана Георгиевна Горохова // Славянка. – 2008. – май / июнь. – С. 64-67.
2. Грановская, Л.М. Растительный мир Библии: Краткий словарь /Л.М. Грановская. – СПб.: ЭльфидэльПитер, 2008. ISBN 978-5-904049-01-0.
3. Давыдова //Цветоводство. – 2008. – № 1, 4…– С. ?-?
4. Дивеевское чудо // Цветы . – 2008. – № 11. – 24-29.
5. Золотницкий, Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях / Н.Ф. Золотницкий. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 320 с.: ил. (Исторический альбом). ISBN 5-9555-0794-9. : СПб.: Альфарет, 2005. – 278с. ISBN 5-902882-18-4.
7. Пасхальные лилии // Нескучный сад. – 2006. – № 2. – С. 37, 41.
8. Рождество в старом и новом стиле // Цветоводство. – 1994. – № 6. – С. 22-23.
9. Сокольский, И.Н. Прекрасные растения Библии / И.Н. Сокольский. – Диля, 2006. ISBN 5885034966.
10. Софрония, монахиня. Отблески Рая // Цветоводство. – 2008. – № 2. – С. 29-31 (Цветы в Православии).
11. Стрижев, А. Н. Цветы и храм: растения в русском церковном обиходе / Александр Николаевич Стрижев; по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 47с. – библиогр.: 54 назв. ISBN 5-7302-0865-0; Остатки Рая на земле ЖМП. – 1998. – № 3. – С. ?-?
12.Цветы в Православии. Композиции для храма // Цветоводство. – 2007. – № 3.
13. Цветы в храме // Цветоводство. – 1997. – № 2. – С. 18-20; 1998. – № 2. – С. 28.
14. Христос Воскресе! // Цветы. – 2008. – № 4. – С. 22-29.
15. Юдаева, Е.Я. Цветы в православном храме / Елена Яковлевна Юдаева // Цветоводство. – 1997. – № 2. – С. ?-?,
а также в журнале "Цветы" № 4, 2008; №1, 2, 2010.

В красной обложке каталог выставки в Третьяковке "Цветы - остатки Рая на земле" - это слова прав. Иоанна Кронштадского. Я была на этой выставке, где кроме шедевров иконописи и живописи были представлены и флористические работы. В каталоге интересный материал о растениях в иконописи.


Прикрепления: 2269143.jpg (66.8 Kb) · 7523472.jpg (27.0 Kb) · 0444208.jpg (14.1 Kb) · 0896316.jpg (27.6 Kb) · 0469446.jpg (12.5 Kb)
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 05:27 | Сообщение # 44
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
• Сретенский монастырь. Москва.
• Крестный ход со св. мощами свт Луки Крымского. Советую прочитать его книгу «Дух, душа, тело». В ней интересный материал о растениях, о том, что у растений есть душа…
• Нет сведений о местонахождении.
• Архангельск, 2009. Божественная литургия на месте разрушенного кафедрального Свято-Троицкого собора.
• Нет сведений о местонахождении.
• Казанский кафедральный собор. Санкт-Петербург.
• Дивеево. 1 августа 2010 г.
• Материал из журнала «Цветы»
• Материал из журнала «Цветы».
• Оазис для гирлянд «паровозики».
• Оазис для гирлянд.
• Сретенский монастырь. Москва.



Прикрепления: 7344429.jpg (267.3 Kb) · 5045128.jpg (72.2 Kb) · 0448589.jpg (65.1 Kb) · 4691821.jpg (65.4 Kb) · 8673048.jpg (76.5 Kb) · 7362266.jpg (218.3 Kb) · 5351362.jpg (199.3 Kb)
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 05:38 | Сообщение # 45
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline

Гирлянда представляет собой продолговатой формы цветочную композицию в массивном стиле: украшение из цветов, зелени, веток с листьями и плодами, сплетённое в виде извивающейся ленты. Этой растительной цепи можно придавать форму, ею обвивают колонны храма, столбы сени (кивория) над Плащаницей, Ракой с мощами или располагают над Царскими вратами, иконой. Полугирлянда (фестон) используется при украшении икон, лампад, иконостаса или его элементов, её закрепляют за верхний конец, и она свешивается вертикально, либо прикрепляют за оба конца так, что её средняя часть провисает.
Гирлянда(итал. Ghirlanda – украшение, украшающий венок) – понятие, возникшее сравнительно поздно, в эпоху Возрождения, в отличие от понятия «венок-корона». Гирлянды плелись не замкнутыми, а имели вид жгутов, которые с целью украшения прикреплялись к стенам горизонтально. Провисание таких гирлянд-украшений создало постепенно стойкое представление о гирлянде как «растительном занавесе», имеющем характерный выгнутый (овальный, полукруглый) вид. Известны изображения гирлянд на мозаиках древнехристианского периода, например, в церкви святой Констанцы в Риме сохранилась мозаика IV в.: по краям свитка с надписью Господь дарует мир две гирлянды и два города (Иерусалим и Вифлеем), а также на саркофаге Константины ок. 354 г. из Ватиканского музея. Используют гирлянды в украшении сени над Плащаницей Божией Матери на Успение в пещерном храме в Иерусалиме; святых мощей преподобного Серафима Саровского и святителей Луки Крымского. В Московском Сретенском монастыре используют гирлянды в украшении всех элементов храмового интерьера и особо хороса. Массивность этого вида растительно-цветочных композиций предполагает осторожное отношение к его использованию в храме, так как не цветы являются главным в церковном пространстве.
Особенно широко гирлянды из цветов как атрибут Богоматери были распространены во фламандском и итальянском искусстве XVII в. Растения и плоды, которые использовались для составления гирлянд подбирались в связи с целевым назначением составления композиции – флористическими шифрами.
В России понятие «гирлянда» не было известно до XVIII в., поэтому первоначально её называли «кутасом». На празднование 500-летия со дня преставления преподобной основательницы Московской Вознесенской обители в 1907 г. великая княгиня – преподобномученица Елизавета Феодоровна подарила ко гробу преподобной Евфросинии золотую лампаду и цветочные гирлянды.
Есть несколько способов создания композиций в форме гирлянды или полугирлянды. Для полугирлянды можно использовать портбукетницу, для гирлянды и полугирлянды – свёрнутую в трубку петельную проволоку (сетку рабицу) со мхом внутри или оазисом; свитые верёвки или проволоку; фанеру или металлический каркас (оазис крепится с помощью ленты) в виде коромысла. Самый лёгкий способ изготовить гирлянду – на основу, металлическую или деревянную, последовательно навязывать пучки (маленькие букетики) из растительного материала, например, из зелёных веток, выбирая разное направление в зависимости от задуманной композиции, которая может быть и напольной. Проволочная и деревянная основы позволяют придать необходимую форму гирлянде, например, форму Горнего места, солеи и амвона, особенно будет красиво, если они многоступенчатые. Таким образом можно изготовить гирлянды из хвойных на праздник Рождества Христова и из веток берёзы на праздник Святой Троицы, их можно украсить небольшим количеством композиций: незаметно вставить живые цветы в стеклянные или специальные пластиковые пробирки с заострённым концом, которые наполняются водой. Способы составления цветочно-растительных гирлянд без флористической губки способствует быстрому их увяданию, поэтому выбор растений для такого способа должен быть избирательным (быстровянущие здесь не подойдут, например, быстро осыпается аспарагус). Необходимо растения крепить очень плотно друг к другу, так они не будут вянуть более продолжительное время. Возможно использование готовых форм оазиса для составления композиций-гирлянд (мини-деко) – пластмассовые “паровозики”, а также самостоятельно вырезанные блоки флористической губки можно как бусы закрепить на проволочной основе или обернуть их тонким полиэтиленом, сеткой, перекрутив в промежутках и сделать отверстия для растений. См. доп.: Гирлянды // Цветоводство. – 2007. – март / апрель. – С. 44 -45
Среди многочисленных современных форм цветочных композиций гирлянда, наряду с венком, относится к наиболее их древним видам, и её до сих пор используют для украшения Плащаницы, сени над Святыми мощами, иконостаса, икон, опор, колонн и других элементов, которые имеются в храмовой архитектуре, как в интерьере, так и в экстерьере.
В храмах форма гирлянды используется и в украшении церковных интерьеров, как самостоятельный архитектурный элемент, например, иконостаса и Царских врат Ильинской церкви села Палиши Гусь-Хрустального района Владимирской области. Панели на амвоне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге оформлены в виде больших вертикальных гирлянд. Все они разные – цветочные или плодовые, в которых можно различить смоквы и виноградные гроздья. Поэтому гирлянды из живых растений и цветов должны органично входить в образный ряд конкретного храма: то, что в одном храме представится возможным для использования, в другом будет нежелательно и по форме, и по количеству.
В видимой красоте и кажущейся простоте составления гирляндовых аранжировок (иконы, Царские врата, арки, паникадило, хорос) лежит знание и соблюдение законов флористики. В большинстве случаев в украшении иконы, например, используются равномерные россыпи, но россыпи с разбросом и сжатием моделируют форму, а центры поддерживают оптически связь всех частей. Правильно оформленная гирляндовая аранжировка по закону ограничения и закону ранжирования противопоставляется случайному скоплению и запутанному беспорядку. Поэтому флористы говорят, что в ограничении лежит мастерство, а группировка с чётким ранжированием доказывает творческое умение.
Я сама вырезаю "паровозики" из кирпича-оазиса и насаживаю на проволоку. Выше см. фото композиции на подсвечнике из голубых роз, выполнена в такой "технике".

"Паровозики"

Прикрепления: 5178720.jpg (80.9 Kb) · 4478915.jpg (93.9 Kb) · 6273261.jpg (12.0 Kb) · 8547734.jpg (146.4 Kb) · 8776978.jpg (13.0 Kb)
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 05:42 | Сообщение # 46
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Как сделать гирлянду

neva3005Елена

Ольга Дмитриевна, большое спасибо за описание гирлянд, хочу поделиться не большим опытом, вдруг кому пригодится. гирлянду сделала из овощной сетки(она узкая и продается на метраж),половинок пластиковых бутылок из под сока/ 0,5/и оазиса помешенного в эти половинки, фиксировала узлами. преимущество(на мой взгляд) вода не просачивается и гирлянда живет дольше.

Лариса

Оригинально, насчет пластиковой бутылки. А вот сетку еще можно заменить тюлью, желательно крупноячеестой, она я думаю будет попрочнее и цвет может быть не такой ядреный, как у овощной. Об этом недавно прочитала , но еще не пробовала. Спасибо. Все больше об этом думаю - супер идея! Нас еще очень выручают паровозики оазис многоразовые разъемные, но сейчас их нет в продаже, а наши за 3 года потихоньку приходят в негодность.

neva3005Елена

Сетку овощную брала белую она узкая,ячейки средние цветок хорошо держат,дешевая и узлы завязываются очень хорошо.НО будете брать обязательно метраж больше за счет узлов!!!

Луканова Любовь

ЛАРИСА в7цветах в каталоге есть гирлянды ещё целиндр 55на 8 его можно разрезать

Лариса

Спасибо, я посмотрела. Та гирлянда что у них есть очень дорогая и одноразовая, пытались разобрать - сетка рвется. Цилиндры наверняка дорогие. Поэтому мы все нарезаем из обыкновенного кирпича, даже с его обрезками это дешевле. Поэтому если попадется гирлянда оазис составная ,пластиковая берите. Мы называем ее "паровозики" и используем их как по одному, так и в большой гирлянде. Открываются, вкладывается оазис, закарыли , соединили на ту длину, которая нам нужна. Ну, а как дешевая альтернатива все-таки думаю о бутылках...

neva3005Елена

Сетку смотрите в магазинах где продается пластиковая одноразовая посуда,точно не помню около 3рублей метр,бутылки закрываю крышками и режу пополам так,что в ход идут две половины.Далее половинки можно забить даже остатками или некондицией оазиса.Все очень дешево или по модному мало бюджетно.Самое ГЛАВНОЕ, девочки забыла ,если гирлянда большая во внутрь сетки протягиваю веревку обычную бельевую(метраж так же с запасом на узлы).фото первой моей гирлянды есть на форуме икона ПР.Богородицы.

Сообщение отредактировал Липовка - Пятница, 18.03.2011, 05:44
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 05:51 | Сообщение # 47
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
25dima

Малова О.Д.
Украшение храмовой иконы, на мой взгляд, интереснее. Наверное потому, что в нём как-то больше просматривается композиция, фокусная точка в центре наверху, например. А вазы с букетами у праздничной аналойной иконы лучше или поставить не так близко к аналою, или ниже по уровню, а то они как-то деформируют форму, которая должна быть доминантой, то есть обращать на себя внимание в первую очередь. У преподобных основной цвет зелёный, поэтому гармония "цвет-нецвет" (в данном случае белый) соответствует настроению праздника.

флориска

25dima, в следующий раз вазы поставьте без подставок, т.к они здесь высоковаты А вообще я бы их совсем убрала, а гирлянду продолжила и под иконой, как в среднем фото

Мариша

Малова О.Д.

Мариша, композиция у иконы Сретения понравилась. С голубыми цветами бывает проблемно, но, благодаря ирисам Вы создали символичный образ, праздник-то Богородичный, а, значит основной цвет голубой. Россыпь своей гармонией как-то умиротворяет душу. Хорошо, что и гипсофила организует абрис композиции, а не используется традиционно, что уже как-то надоедливо смотрится. Недаром профессионалы ищут другие пути и формы в её использовании, поэтому в храмовой флористике надо присматриваться к работам титанов и самим искать новые решения. Ирисы начали появляться в европейских садах с VI в. и считались символами и Христа, и Богоматери, и не столько из-за цветов, сколько из-за листьев, которые напоминают лезвие меча. В народе – «мечелисты» и «сабельные лилии». Как религиозный символ, ирис впервые появляется в произведениях ранних фламандских мастеров, и на изображениях Девы Марии присутствует как вместе с лилией, так и вместо лилии. Такая ботаническая путаница происходила оттого, что «ирис» означал и «лилию с мечом», что символизировало скорбь Девы Марии. Французский король Хлодвиг сделал эту «лилию» символом очищения через крещение. Как атрибут царственности «лилия», а точнее ирис, присутствует на головных уборах и скипетрах святых царственного происхождения, а также Царицы Небесной – Девы Марии.

Прикрепления: 4814721.jpg (88.7 Kb) · 1754016.jpg (92.0 Kb) · 8215916.jpg (86.6 Kb) · 1253222.jpg (70.4 Kb) · 7411571.jpg (90.1 Kb) · 1950003.jpg (82.4 Kb)
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 10:32 | Сообщение # 48
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Лариса

Если мы окунемся в историю, то какими живыми цветами украшали иконы в зимний период и на Пасху в северной части России в прошлые столетия ? Мне кажется в этот период их негде было взять. Тогда какая была альтернатива, кроме ели и вербы? И где можно прочитать слова Варсонофия Оптинского , которую вы цитировали.

Малова О.Д.

Варсонофий Оптинский, преподобный. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма / преподобный Варсонофий Оптинский; Венок на могилу Батюшки. – Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. – 692 с. – С.26.

Для Ларисы.

Начало XX в. характеризует разделение цветоводства: на открытом воздухе, которое в России называли воздушным; оранжерейное или тепличное; комнатное (в жилых помещениях), а также специализация выращивания только роз, сирени, гвоздик, анютиных глазок. Особенно распространено было комнатное садоводство – «хоромные» сады, которые называли тогда «красными», то есть красивыми. Обустройство садов во дворцах поручалось художникам. В это время за границей было бы тщетно искать такого обилия зелени в жилых помещениях и такого удачного выбора и разнообразия комнатной флоры как в России: «Цветы – вот поистине русская роскошь! Дома полны ими… они живут здесь как в теплице. Да и действительно все эти русские квартиры – это теплицы». (Т. Готье). В XIX – нач. XX вв. в больших городах России торговали резаными цветами в виде букетов, венков и выгнанными цветущими экземплярами. Особенно любимы были душистые цветы. Весьма высокой степени развития достигла выгонка цветов (ряд агротехнических приёмов, позволяющих “заставить” расцвести в несезонное время, например, зимой или ранней весной: розы, сирень, гвоздики, тюльпаны, гиацинты), но сами растения для выгонки выписывались из-за границы. Особенно много ввозилось роз, ландышей, гиацинтов, азалий, сирени, гвоздик, душистых фиалок, цикламенов, камелий, резеды, петунии. Однако, несмотря на высшую степень развития выгонки в России, резка выгнанных цветов на букеты и венки практиковалась только в незначительной степени, а главным образом производилась продажа выгнанных экземпляров целиком. Преобладающая масса резаных цветов получалась из-за границы (Южная Франция, Северная Италия). Особенно много требовалось резаных цветов роз, ландышей, гиацинтов, гвоздик, камелий, садовых анемонов, нарциссов, цикламенов, резеды, душистых фиалок, хризантем и других. Стали популярными орхидные. После октябрьского переворота искусство аранжировки букетов практически прекратило своё существование в советскойРоссии.

Луканова Любовь

я живу в Подмосковье украшаю храм Архангела Михаила . Зимой есть время почитать литературу с весны его просто нет . Люблю сад у меня 30 соток много цветов которые помогают при украшении . В прошлом году начали делать сад у храма . Храм у нас не большой сельский ещё не полностью восстановился . Батюшка очень хороший всё одобряет .Посадочного материала много так что делюсь с храмом ещё вожу в монастырь.

Малова О.Д.

Тема монастырских садов и растительный мир вокруг храма - тема особая, как с исторической, так и с духовной, душеспасительной стороны. Растения вокруг храма кроме их эстетической ценности имеют, в первую очередь, символическое значение. Это уже тема символики растений в Священном Писании, история христианской флоросимволики, монастырских садов, которая неразделима с церковной флористикой. Храмовая флористика - часть церковной, так как в православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, Крестные ходы, богослужение на открытом воздухе, встреча иерархов, украшение входа в храм, ковры и дорожки и др. Если украшаете небольшой сельский храм, то надо помнить, что стиль цветочного декора монументального каменного соборного храма отличается от стиля цветочного украшения небольшой деревянной церкви. Флорист просто обязан до начала составления эскизов своих композиций изучить архитектурные особенности конкретно украшаемого храма. Поэтому, если Вы занимаетесь цветоводством, то должны знать символику не только видов растений, то и планировать при посадке необходимую цветовую гамму, которая будет доминирующей при украшении праздников весенне-летнего и осеннего церковного календаря.

Монастырские сады находились всегда внутри монастырской ограды и изображали земной рай, в котором всё должно быть прекрасно для глаза, слуха и обоняния. Райскими деревьями считали виноградную лозу и яблоню, но в разное время порода «райского древа познания добра и зла» понималась по-разному. Патриаршии, архиерейские и монастырские сады издавна называли «Духовными садами», «Раями», «Виноградами обительными» и считалось, что сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление.
Сад всегда был символом жизни, воспоминанием о потерянном Рае
До XIV в. украшение цветами и само разведение цветов было связано с монастырями и служило только для интерьеров церквей, поэтому в средние века декоративным садоводством занимались преимущественно в монастырских садах, которые имели не только хозяйственное, но и созерцательное значение. В России вплоть до XVI в. более или менее правильно заложенные сады существовали только при монастырях.
Монастырь – это Преображенный Град и созерцание его райского сада – своего рода молитва – должно претворяться в радость и покой. Монастырские сады – это образ Рая и Пресвятой Богородицы – Одушевлённого Рая, посреди себя имеющего Древо Жизни – Господа Иисуса Христа – вертоградаря [1] Небесного сада (Ин. 20: 15).

[1] Вертоградарь – садовник, виноградарь, сторож сада.

Лариса

Вот держу в руках книгу И.С. Шмелева и пытаюсь найти что-либо о цветах в церковных праздниках. Рассказ "Вербное Воскресение" - и вот проскакивает, как старушку одарили обласкали"Сестрицы ей подарили свою работу веночек на образа, из пышных бумажных розанов". Пасха -"Прошла "Верба".Вороха роз пасхальных,на иконы и куличи, лежат под бумагой в зале"( Может и настоящие, но сомневаюсь, что настоящие лежат накануне без воды.)"." На образах веночки из розочек","Плащеница увита розами". "Троицын день"-"В коричневом кулаке его цветочки, самые полевые, которые он набрал на Воробьевке.""Я смотрю на отца ,он рядом. На белом пиджаке у него прицеплен букетик ландышей, в руке пионы."" Березка у кивота едва видна,ветки ее поникли. И надо мной березка, шуршит листочками." Это все как раз начало 20 вв. у зажиточных горожан Москвы. Из книги Шмелева я предполагаю ,что украшали все же чаще искусственными. Цветами из оранжерей могли позволить себе лишь царские особы и дворяне, некоторые монастыри. Я не думаю, что оранжереи были в каждом доме и количества этих цветов хватало на огромные гирлянды. Мы ведь знаем какое количество цветов уходит на оформление. На Троицу, Преображение, Успение, позднюю Пасху найти цветы было намного легче,и то - если климат позволяет. А остальное время и другие века?
Климат и только он определяет культурное развитие этноса - это мнение Николая Гумилева ,и я с ним полностью согласна. Человек всегда приспосабливался под природно-климатические особенности своего региона и развивал культуру ,отталкиваясь от этого.
Вот и цветами украшали там, где они были. В Израиле я не была , но судя по фото, которые я видела, цветов нет в храме. Климат там жаркий , вода на вес золота. И в быту предпочтение отдается искусственным цветам. В Греции я видела в основном вышитые медальоны. Конечно искусственный цветок не заменит Божьего, но он говорит о том, что человек увидел настоящий и сделал похожий, как напоминание о Божьем. И мне кажется, что долгие годы искусственными украшали иконы и в храме, и дома. У кого из нас не было икон с искусственными цветами. Старенькие бабушкины оклады из фольги и выцвевших цветочков. И делали, их как мне говорила бабушка - монашки. Ходили по деревням , забирали в монастырь иконы , потом приносили обратно. Таким способом зарабатывали на жизнь. У кого была возможность делали иконы в окладах с драгоценным металлом, камнями. Еще икону украшали рушниками вышитыми цветами и узорами, как напоминание о летней красоте, которая быстро не задерживалась в наших широтах. А роспись в храме -это тоже , как правило замысловатые цветочные узоры. Кстати, я однажды видела, как художник неодобрительно качал головой ,когда мы украшали цветами храм. Художники не понимают зачем еще цветы ,если они и так уже украсили храм росписью, резьбой, архитектурой. Поэтому и наша задача украшать, но в гармонии со всяким трудом человеческим, учитывать все .
Я также как и многие собираю информацию об украшении храмов цветами, эти поиски и привели меня на этот форум. И я выкладывала фото, что бы развить эту тему и показать труд моих сестер. Информация крайне скудная, и есть она у двух, трех авторов. И как правило однообразна и размытая, все больше о сакральном и мистическом смысле цветов. А мне кажется , что православие о любви. И если говорят о каноническом украшении, где он канон ? А все каноны утверждаются архиереями. Отцами Церкви. Кто видел этот документ ? Тогда остаются только предания и традиции, связанные с климатическо-географическим положением. Возьмем праздник Вход Господень в Иерусалим. Мы встречаем вербою, а большинство пальмой, но кто-то веткой, а кто-то крестиком из пальмы. А может кто-то баобабом, потому, как ничего другого больше нет. Так канон есть или он у всех разный?
И думаю, история украшения цветами в храме только пишется. Она только формируется последние десятилетия, в связи с развитием флористики и флористического бизнеса, открытостью границ и огромного желания выразить любыми средствами свою любовь Богу. А мы свидетели и его участники.

Малова О.Д.

Нельзя, однако, обойти вниманием и воспоминания Сергия Нилуса, который описывает престольный праздник 22 октября (ст. ст.) чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Оптиной пустыне: «На аналое, в венке из искусственных ландышей и незабудок уже возложена наша коренная оптинская святыня, чудотворная икона праздника». Украшение искусственными цветами, в данном случае, можно объяснить отсутствием живых цветов в это время в открытом грунте, а не традициями Православной Церкви. Живые цветы – это «голос Божий, так ясно звучащий в красоте материальных форм природы», а«благоухание цветов – это фимиам Богу», «живые цветы – кадильницы» (Свт. Лука Крымский), чего нельзя сказать о цветах, произведённых из бумаги, ткани, пластмассы и других материалов. В XIX- нач. XX вв., безусловно, играла роль сезонность, а разве в XXI в. эта художественно-композиционная особенность такого жанра как флористика не существует? Живые цветы в храме – это всегда проповедь для человека: «Сегодня цветёт телесно, утучнен от наслаждений, сообразно с цветущим возрастом имеет свежую доброцветность, бодр, развязен, неудержим в стремлении; а наутро он же самый жалок или, увянув от времени, или ослабев от болезни … В растениях найдёшь признаки, похожие на человеческую юность и старость» (Свт. Василий Великий).
Поскольку церковная обрядность строго узаконена, канонизирована церковными постановлениями и освящена традицией, то и всё, что связано с этой обрядовой стороной и без чего она не может существовать, должно быть канонично, традиционно, консервативно. Отец Павел Флоренский называет канон «оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие дарования» [276. С.62]. (Канон – свод положений, носящих догматический характер. Церковный канон – правила в области догматики, культа, организации Церкви, возведённые в закон. Для художников это правила, следующие из заповедей Иисуса Христа и поучений его апостолов; постановления Вселенских и местно-русских соборов об устройстве церковной жизни; каталог книг Священного Писания и богослужебных книг; иконография). У каждого из нас есть, конечно, свои привычки и свой вкус, а у профессиональных флористов свой стиль или новаторские приёмы. Однако в храме мы должны их правильно использовать или уметь преодолевать – жертвовать ими. Да и назначение храма совсем не в том, чтобы удовлетворять привычкам и вкусам тех или иных лиц, а в том, чтобы направлять всех на спасительный путь Церкви, поэтому произвольный полёт фантазии флориста, не основанный на церковных канонах, недопустим. «На II Никейском соборе, – писал Н.В. Лосский, – иконы являли собой лишь видимую часть айсберга. Нетрудно прочесть между строк: имеются в виду все виды искусства, задействованные в богослужении: архитектура и искусство интерьера… любой вид искусства, используемый в рамках богослужения, должен сообразовываться с Евангелием, должен содействовать возвещению этой Благой вести. Следовательно, всякая форма искусства во время богослужения участвует в проповеди».
«У одного крохотного Божия цветочка благодати больше, чем у целой охапки искусственных бумажных цветов. Они отличаются друг от друга так же, как дух отличается от духóв», – отвечает старец Паисий Святогорец приверженцам искусственных цветов в православном храме, несмотря на то, что украшение икон веночками из искусственных цветов являлось нередкой формой жертвенности в Церкви. Но можно ли считать это жертвой? Ведь это не «красота форм, созидаемая духом» (так называет живые цветы святитель Лука Крымский), поэтому именно срезанный цветок, является действительной жертвой Богу, (выращенный он или приобретённый), принесённой в храм, и доступной сегодня круглый год. Тем более что композиции из цветов и растений в православном храме, в составлении которых сохраняются традиции святоотеческого наследия, – это не земная красота плоти, но преображённая духоносной символикой христианского искусства, как и растительная природа на иконах. Только флористика на языке православного искусства говорит о преображении своими формами и средствами.
Произведения божественной красоты – цветы не могут не вдохновлять художников для воплощения их совершенных форм в храмовой архитектуре: живописный орнамент, резьба по дереву и камню, литьё, витражи, но “копирование-сотворение” цветов “неживых”– мёртвых для создания якобы “точных” копий живых букетов в вазах и составления композиций в храме, противоречит его назначению.
Растительная орнаментика в православном храме – это отдельная тема, в которой много символики и глубины духовного смысла. Флористу, работающему в храме необходимы познания и в этой области, равно как и тема флористических образов в иконографии, так каксущность православной богослужебной музыки богословы раскрывают с помощью сравнения древнего церковного пения с древней православной иконой, а значит иконография является основой и для построения теории православной флористики.
А что касается украшения живыми цветами святынь Иерусалима, то есть фотографии и даже традиций в этой области достаточно много.

 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 10:40 | Сообщение # 49
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
• Плащаница Спасителя с лепестками роз. Чин погребения.
• Горненский монастырь. Дорожка для встречи иконы Божией Матери «Благовещение».
• Горненский. Цветочный ковёр.
• День Марии Магдалины в Гефсиманской обители.
• Троицкий собор Русской Духовной миссии.
• Кана. Греческая церковь.
• Троицкий собор Рсской Духовной миссии. Престольный праздник 2010. Коленопреклоненные молитвы.
• Троицкий собор. Троица, 2006.
• Назарет. Базилика Благовещения. Грот и алтарь Благовещения.
• Плащаница Божией Матери под сенью.



Прикрепления: 3509747.jpg (55.1 Kb) · 2651765.jpg (48.0 Kb) · 9843918.jpg (50.8 Kb) · 2941879.jpg (68.4 Kb) · 2470024.jpg (108.4 Kb) · 8992878.jpg (137.0 Kb) · 5787673.jpg (54.1 Kb) · 2805015.jpg (10.9 Kb)


Сообщение отредактировал Липовка - Пятница, 18.03.2011, 10:46
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 10:58 | Сообщение # 50
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline

• Иерусалимский патриарх Феофил освящает святые воды Иордана.
• Праздник Успения в пещерной Гефсимании. 1998.
• Место захоронения Иоанна Крестителя на Елеонской горе.
• Вифлеем. Распятие в храме Рождества Христова. На втором плане украшение Плащаницы.
• Рака со св. мощами преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны.
• Пещера Гроба Господня.
• Горненский монастырь.
• Монастырь свт Спиридона Тримифундского.
• Монастырь свт Спиридона Тримифундского.
• Литургия в Спасо-Вознесенском монастыре на Елеоне.


Прикрепления: 3875112.jpg (87.5 Kb) · 6259690.jpg (55.4 Kb) · 9245402.jpg (71.8 Kb) · 5308771.jpg (46.3 Kb) · 4702137.jpg (75.4 Kb) · 0610960.jpg (29.6 Kb) · 2793522.jpg (53.2 Kb) · 5435131.jpg (71.8 Kb)
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 11:05 | Сообщение # 51
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline

Ещё в первой половине XVIII в. в субботу шестой недели Великого поста люди сходились на Красной площади, чтобы полюбоваться царской вербой, которая представляла собой целое дерево («Пасхальное дерево»), украшенное искусственными цветами и плодами. Изготовлением разукрашенных веток занимались искусные государевы мастера, а также монахини Вознесенского монастыря, продававшие «ручные вербы» и «деланные цветы». «Изукрашенные вербы», которые делали монахини Вознесенского монастыря, особенно славились в Москве. Это были букетики вербы, украшенные декоративными цветочными гирляндами, плодами и фигурками, изготовленными из воска. С такими букетиками москвичи праздновали Вербное воскресение, и поход в Вознесенский монастырь за вербой был настоящим праздником для детей. Традиция восковой вербы продержалась целое столетие и пережила нашествие Наполеона. С середины XIX в. торговля стала проходить уже с участием московских цветочниц, торгующих живыми цветами. Их палатки выстраивались вдоль кремлёвской стены. На многие десятилетия эта русская традиция была нарушена. О её возобновлении свидетельствует проведение «Вербной недели» – выставки-ярмарки, которая имеет более высокий статус, чем её предшественник – «Вербный базар», и представляют на ней свои изделия церковные мастерские, издательства, монастырские и крестьянские хозяйства.
А с историями бабушек надо быть осторожными, так как это не всегда традиции Церкви!

Прикрепления: 8289251.jpg (53.2 Kb) · 0872697.jpg (12.5 Kb) · 2555545.jpg (13.5 Kb) · 1539645.jpg (9.8 Kb)
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 11:14 | Сообщение # 52
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Лариса

Продолжаю диалог. Ни один искусственный цветок не сравнится по красоте и совершенству с живым. И сегодня было бы глупо украшать храмы искусственными, при таком изобилии живых. И Слава Богу, что пришли такие времена, что мы можем себе это позволить. Но так было не всегда и могут прийти лихие годы. Что будем делать? Отступать от канонов, традиций?
Прекрасные фото. Оформления 21 века. Все цитаты на которые ссылаетесь, это 19 - 20в. А что было в 3, 5,8, 9,10,11 в.в. и т.д. Я об этом. Я и о том, что для совершения литургии это не главное. Она произойдет даже если не будет ни одного цветка. Поэтому мне не понятно, когда приводите слова кого-либо, то они обычно категорично отрицают искусственные цветы? А история и фотографии показывают, что они допускаются в оформлении, как часть общего храмового искусства, как проявление человеческой любви.
Вот сегодня набрала в поисковике "Праздничное убранство храмов" и получила результат.
Пасхальное убранство Греческого храма (http://www.hram-sdr.ru/index.php?module=pages&id=225), плащаница вообще не украшена.
Иерусалим - искусственные цветы (http://evplanov.narod.ru/Israel/new_page_2.htm)
вот наконец появилась информация историческая (http://spas-monastery.by/history/the...euphrosyne.php) - Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь монастырь 1910 год. Гирлянды из трав, цветов мало, но есть, так как это 2 июня, цветы уже расцвели. И современное убранство этого же монастыря спустя 100 лет, на улице допускают искусственные цветы.
Поэтому, я думаю, украшение храмов цветами начало формироваться в начале 20 в.. В годы Советской власти совсем прекратилось - как Вы и пишете, а сейчас формируется заново, но оглядывается на католическую традицию.


«На аналое, в венке из искусственных ландышей и незабудок уже возложена наша коренная оптинская святыня, чудотворная икона праздника». С.Нилус. Цитирую ваше сообщение.
Вы пишете : "Украшение искусственными цветами, в данном случае, можно объяснить отсутствием живых цветов в это время в открытом грунте, а не традициями Православной Церкви." Я говорю, что украшать храм цветами - традиция, но живыми или искусственными не имеет строгого канонического значения, потому как это по сути является лишь проявлением любви и возможностями человека выразить эту любовь. Если оптинские старцы и монахи допускали украшение праздника искусственными цветами, то можно ли их после этого назвать бездуховными, как вы называете сыпля ссылками людей поставившими неживой цветок к иконе.
И если мы вернемся к моему первому вопросу, то я спрашивала, а чем украшали в зимне-весенний период, если ничего не было? Вот в нашем диалоге мы и пришли к одному ответу. Что будет у человека в этот момент.

Прикрепления: 5446396.jpg (93.5 Kb) · 2753189.jpg (44.3 Kb) · 9875619.jpg (182.0 Kb) · 0685954.jpg (176.3 Kb)


Сообщение отредактировал Липовка - Пятница, 18.03.2011, 11:14
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 11:16 | Сообщение # 53
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Малова О.Д.

Благоговейное украшение святынь не подразумевает только цветы. В Церкви есть оклады, драпировки, ризы, платы, индитии и т.д., причём с преобладанием растительного орнамента. Но в «Богослужебных указаниях» уставные определения говорят о живых цветах.Именно живые цветы являются знаками проявления воли Божией в житиях святых, истории храмов и монастырей. Достаточно вспомнить распускающиеся лилии на засохших стеблях в храме на греческом острове Кефалония.

Искусственные цветы имели место, но преобладали в Западной Церкви, поэтому подобным образом используют искусственные цветы в православных храмах на Украине и в Белоруссии. Греческая Церковь новостильная, есть ещё католические традиции, причём с богатой флоросимволикой. Мы же говорим о православном богословии.
Митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников) в своей работе «Из истории Новгородской иконографии» объясняет принципиальное различие между человеческим творчеством, тяготеющим к поэтическому мистицизму, и творчеством православным, Богочеловеческим. Мадонны художников Возрождения отображают душевный подвиг и красоту земного образа матери, а не образа Пресвятой Богородицы. Поэтому так важно всегда и во всех областях церковной жизни помнить об особом характере Церкви, в частности в области искусства, которое так сильно воздействует на человеческую душу. Мы же говорим о православной флористике, как жанре искусства?
«Христианское искусство созрело из лучшего, что было в истории культуры человечества, примирив форму его произведения с духовной истиной Евангелия» (Архиепископ Евлогий (Смирнов). И церковная флористика сегодня формируется из лучшего, так, как же можно, пренебрегая растительной символикой Библии, аргументами святых отцов (свт. Василий Великий, свт. Филарет Московский, преп. Варсонофий Оптинский, прав. Иоанн Кронштадский, свт Лука Крымский, преп. Макарий Оптинский и др.) сомневаться в преимуществе Божьего творения над человеческим?! Здесь обычная сравнительная характеристика: с одной стороны творение Божие и Священное Предание, Священное Писание, святоотеческое наследие, а с другой – творение человеческое и мнение мирских женщин, пусть даже имеющее практические свидетельства. Да, в некоторых храмах застилают пол домотканными полвичками, «украшают» искусственными цветами далеко не класса «Люкс», застилают аналои разноцветными женскими платками и т.д., но разве это аргумент в пользу искусства Церкви? Всему своё место и время. Дурновкусие есть не только в миру, но и в храмах, некоторые даже «реставрируют», уничтожая шедевры. И осознавая свою духовную немощь и слабые познания в православном богословии, для начала, надо просто смиряться перед мнением святых отцов, иначе будем вне Церкви, для которой приоритеты всегда очевидны. А, ставя своё мнение во главу угла, не стоит заниматься церковной флористикой.

Церковное искусство призвано на своём художественном, символическом языке выражать основную проповедь Церкви Христовой о спасении человека воплотившимся Богом – Словом Господом Иисусом Христом как о величайшем чуде Божием для всего космоса. Поэтому искусство по самой сущности своей должно быть душеполезным: оно не просто показывает, оно научает.

Растения (живые) стали вечными свидетелями Божьего устройства мира. Вся земля была украшена растительностью до сотворения солнца, оно по Бытию позднее растительного мира. Необходимая последовательность того, что производит природа: семя, росток, зеленые ветви, цвет, плод – проповедует человеку о его последовательном восхождении по духовной лестнице, облекаясь в светлую ризу красивого цветка, служить Богу и ближнему.
Из многочисленных цветов Палестины в Библии как символы, иносказательно лилия, роза и нарцисс, и они являются символом преходящего, так как неизменно расцветают каждый год (да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни. Увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли. Прем. 2: 7, 8) и увядают, являясь тем самым ежегодной проповедью человеку о временном пребывании на земле: Всякая плоть – трава, и вся красота её – как цвет полевой (Ис. 40: 6); Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветёт. Пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его (Пс. 102: 15-16).
Вот что об этом пишет святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): «Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было бы в нём красоты форм, созидаемой духом. Мне принесли букет цветов. О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божиих! И вместе с тем, как они прелестны своей малостью, полной кротости, простотой. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие крошки глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на нас свой чудный аромат. Ну, разве не очевидно, что это немая проповедь душевной чистоты? Надо иметь очень грубое сердце, чтобы не слышать этого голоса Божия, так ясно звучащего в красоте материальных форм природы».
Цель и значение красоты именно живых растений надо видеть в глубоком духовном воздействии на человека, которое производят на нас овеянные божественной красотой простейшие формы растительного мира и полные силы и величия грандиозные пейзажи.
Живые цветы – кадильницы, это фимиам Богу, они – свидетели Божьего устройства мира и совершенная красота, проповедь, символ смиренного послушания Создателю и жертвенности, а присутствие искусственных цветов (даже, если они “класса Люкс”) в православном – живом храме бессмысленно и противоречиво, так как не научает вере, не является носителем божественного, их “красота”нередко вызывает сомнение, ибо творение рук человеческих, а цветовая гамма и химический состав красителей, которые используют при изготовлении этих имитаций, в большинстве своём не являются природными, и даже специалисты считают, что эти «неприродные» краски отрицательно воздействуют на психику человека, особенно на детскую. Является недопустимым использование подобных красок, например, в книжных иллюстрациях для детей. Поэтому, учитывая, в том числе и «природную основу» храмового колорита, Н.М. Тарабукин в своей книге «Смысл иконы» называет “мишурой” «массу искусственных цветов, сделанных из папиросной бумаги, украшающих собою Царские врата, Распятие».
Православная флористика в своём творчестве, восстанавливая полноту взаимоотношений человека и растительной природы, является богословием, раскрывающим в ней сущность Божию, но только обретшую визуальную, вещественную форму, свидетельствуя нам о величии, могуществе, красоте и совершенстве нашего Творца, а так же гармонии созданного Им мира и человека как венца творения и образа Божия.
И возможно, именно в XXI в. к христианскому искусству по праву будет отнесена и православная флористика с её символикой, как характерная особенность православного богослужения современности, отмеченная историками Церкви, так как «в отношении к духовному миру Церковь, всегда живая и творческая, вовсе не ищет защиты старых форм как таковых и не противопоставляет их новым как таковым. Церковное понимание искусства и было, и есть, и будет одно – реализм. Это значит: Церковь, “столп и утверждение Истины”, требует только одного – истины. В старых ли или в новых формах истины – Церковь о том не спрашивает, но всегда требует удостоверения, истинно ли нечто, и если это удостоверение дано, благословляет и вкладывает в свою сокровищницу истины, а если не дано отвергает» (о. Павел Флоренский). В истории иконописи есть много страниц, когда некоторые сюжеты, имеющие место в ранние века, отвергались и запрещались в последующие времена, поэтому, возможно, и искусственные цветы не будут иметь место в православных храмах, если на то будет благословение Церкви.
А что касается моей бабушки (дедушка мой был протоиереем), то она всегда была примером изысканной красоты и вкуса, но главное, примером терпения и смирения, пройдя через все унижения и репрессии в XX в. Но, не всегда бабушки в Церкви трактуют православные традиции верно, к осторожности призывают и священнослужители.

neva3005Елена

Я конечно понимаю, что сейчас есть масса искусственных цветов довольно хорошего качества, но в храме, по- моему мнению, должны быть живые цветы. Красоту живого нельзя заменить, благоухание цветов смешиваясь с запахом ладана и горящей восковой свечи для меня лично определяется как запах храма, какого то таинства. Милые мои, а вспомнить вербное - это же аромат весеннего пробуждения, пасха - букет из ароматов ванильного кулича и нежного запаха первоцветов, троица - насыщенный запах свежескошенной травы, буквально заполняющий весь храм. Иногда обращаю внимание ,что цветы в храме начинают по особенному пахнуть, может от тепла свечей? но как будут сочетаться искусственные цветы в храме не представляю. В нашей местности раньше принято было украшать иконы бумажными цветами, из фольги и металла, это я еще видела но в церковь носили только живые.

 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 11:27 | Сообщение # 54
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
odessitka


Мы из Одессы , оформляем Спасо-Преображенский собор и Ильинский монастырь.первая работа - плащаница на Пасху в соборе , вторая плащаница в монастыре ( тоже на Пасху), третья патриарший вензель во время визита патриарха в Одессу , и последняя монастырь к приезду патриарха( совпал с днем обретения мощей святого находящихся в нашем монастыре. Покажу еще некоторые работы может кому пригодится.

Прикрепления: 6032013.jpg (85.8 Kb) · 4984697.jpg (67.0 Kb) · 1542810.jpg (73.0 Kb) · 2196328.jpg (92.4 Kb) · 4478512.jpg (76.3 Kb) · 3919693.jpg (68.7 Kb) · 8703517.jpg (82.1 Kb)


Сообщение отредактировал Липовка - Пятница, 18.03.2011, 11:28
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 11:36 | Сообщение # 55
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline

В начале (вензель) он стоял на сцене в банкетном зале( с одной стороны вензель ,крепила его на метал.конструкцию которая есть в первом блоке фото, она немножко видна , а с другой икона .)А потом мы его перевозили в оперный театр и он висел на сцене .

Малова О.Д.

Монограмма Патриарха Кирилла понравилась очень. Художественно, тонко, красиво, а главное – традиционная, узнаваемая церковная форма, но флористическая, имитация церковной вышивки, своеобразное «рисование цветами». Вызывает уважение и приложенный труд – ювелирная работа, профессиональная. А что за объект на первой фотографии сразу не поняла. Ни эстетических, ни благоговейно-молитвенных чувств данная работа у меня не вызывает, а скорее наоборот. Рядом не могла рассмотреть ни одной святыни, ради которой всё это создавалось. Скорее всего, это для Плащаницы, но и для неё несоразмерно много. Конечно, такая точка зрения требует объяснения, поэтому простите за многословие. Композиции в храме – это благоговейные акценты, нельзя подавлять или закрывать святыни. У Вас даже не видно Царских врат, да и по размеру данный объект их превосходит! Возможно, это ракурс фотографии такой? О том, что нельзя закрывать цветочными композициями Царские врата мне сделал замечание игумен, художник-реставратор, и подобные замечания священников-специалистов для нас закон к исполнению. Но церковная аранжировка – это не столько эстетические эмоции, сколько усиление благоговения и трепетного отношения ко всему, что есть в церкви! Божественная красота цветов в храме существует только ради молитвы и для неё, ибо этому всё и подчинено. Декоративный массивный стиль не всегда этому способствует! Используя избирательно опыт европейской флористики, нельзя забывать и о ценностях восточной для храмовых композиций, памятуя о красоте каждого отдельного цветка. То есть не копировать, а выделять то, что присуще христианству, ибо христианство не перенимает языческие обычаи, а выделяет то Христово, что было до Христа. Поэтому так необходимы флористу знания о христианском искусстве, если он считает, что флористика – это жанр искусства. Художник только тогда чувствует эту разумную достаточность, баланс, когда сам является воцерковлённым, посещает богослужение, исповедывает Таинства Церкви и, соответственно понимает, что «засилье» цветов и особенно, когда они несоразмерно закрывают святыни, только отвлекает от молитвы. То есть цветы в храме могут способствовать благоговейной молитве, а могут быть созданным приземлённым роскошеством, не соответствующим церковному искусству, отвлекать от самого главного в храме. Иконография, в которой нет ничего случайного, а только образы, прообразы, символы, прочитываемые христианином, является примером и основой для храмовой флористики. Когда в храме буйство цветов, на которые прихожане не могут не обращать внимания во всё время богослужения, порой гораздо вреднее, чем их отсутствие. Святые отцы учат тому, что простота, а не пестрота, является основой искусства в храме. Очень часто, при использовании большого количества цветов, явственно проступает эта пестрота, которая и на языке флористики называется крапчатостью. При ненужной флористической монументальности уже, конечно, не до фокусных точек и композиционных символических особенностей, время хватает только на то, чтобы «покрыть» необходимые поверхности. И уж, коль пошёл разговор о не совсем приятном, добавлю, что при украшении храмовых светильников также надо быть поосторожнее – у них не утилитарная функция, а богословская. Поэтому, прежде чем приступать к работе, необходимо познать, что светильники отнюдь не только для освещения в храме присутствуют (почему на утренних богослужениях света бывает много, а на вечерних – мало?), как понимается свет в храме? Всё должно быть с пониманием и в меру: не надо закрывать их настолько, что не видно ни образов на хоросе, ни креста на паникадиле, дополнять цветами необходимо очень тонко, придавая большое значение форме, ибо Дух творит формы. Есть примеры, когда светильники полностью покрывают растениями, или создают очертания, вызывающие странные ассоциации, когда гирлянды на хоросе напоминают насекомое-паука или оформление банкетного зала для свадебного торжества и т.д. В продуманной флористической аскетике – благоговение перед святыней, а не желание показать своё мастерство декоратора. Как часто, увлекаясь украшением интерьера, флорист забывает о том, где главные точки приложения его творчества. В средней части храма, это, в первую очередь, святые мощи, чтимые святыни, чудотворные иконы, праздничная икона на аналое.

odessitka

!Первая композиция действительно для плащаницы к Пасхе,она находилась в Спасо-Преображенском соборе . Собор у нас очень большой и в храме она выглядела соразмерно.Что же касается оформления паникадил и остального - то все оформление выполняется по благословению архимандрита или митрополита , они ставят задачи я выполняю.При оформлении всегда учитываю все нюансы и совершенно согласна с Вашей точкой зрения , но по большому счету я работаю на заказчика - и если отец ставит задачу-" полный парад" то я должна ее выполнить , а тут без изобилия не обойтись ! конечно так нашы храмы выглядят только на большие праздники , а каждую субботу - все по правилам.

Прикрепления: 9551223.jpg (7.1 Kb) · 8474642.jpg (13.0 Kb)
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 11:43 | Сообщение # 56
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Ириска

Подскажите, как украсить крест на крестопоклонной неделе. Очень нужно сделать красиво, а средства ограничены, короче чтобы было и красиво и дешево?

Малова О.Д.

1. Нет сведений.
2. Нет сведений.
3. Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь.
4. Храм Христа Спасителя.
5. Казанский кафедральный собор, Санкт-Петербург.
6. Свято-Никольский собор, Монреаль.
7. Казанская духовная семинария.
8. Спасо-Преображенский кафедральный собор, г. Кривой Рог.
9. Нет сведений.
10. Нет сведений.

Мы в преддверии Крестопоклонной недели, возможно, эти фотографии помогут кому-то исполнить послушание в украшении Креста. К сожалению, не располагаю полными сведениями о местонахождении всех композиций, простите.
Святая Церковь несколько раз в течение церковного года совершает молитвенное поклонение Кресту и страстям Христовым: «Крестопоклонная неделя Великого поста», «Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня», «Воздвижение». Каждый праздник имеет свои исторические и богословские особенности, а потому и требует различных флористических настроений. Во время Великого поста в центре наших молитвенных созерцаний стоит страдающая Ипостась Богочеловека и Искупительный Подвиг Его Божественной любви. Крест, как орудие искупления, отходит на второй план, мы видим в нём, прежде всего источник страданий Богочеловека. Поэтому в композиции наряду с фиолетовым присутствует и красный цвет, и настроение цветочного убранства скорбно-молитвенное. Несколько иное отношение к Кресту в службе Воздвижению. Хотя и тут «Крест воздвизаем на нем Вознесенного страсть пречистую пети повелеваем твари всей», однако центральное место занимает здесь именно сам Крест, как престол, на котором принесена Искупительная Жертва и, более того, как вселенский символ, имеющий при том же не только духовно-нравственное значение, но и космическое значение: «Четвероконечный мир днесь освящается четверочастному воздвизаему Твоему Кресту, Христе Боже наш». Этот универсальный характер формы Креста, объемлющего всю вселенную, сделал его наиболее подходящим престолом, взойдя на который Христос Спаситель распростёртыми на нём дланями объемлет всю тварь и на котором Он совершил победу над тёмными силами ада. Поэтому и композиция фиолетово-лилово-белая с нежным зелёным (возможно кипарисовым) – празднично-победная.



Прикрепления: 9152293.jpg (113.2 Kb) · 0454365.jpg (21.1 Kb) · 4582907.jpg (28.0 Kb) · 7710938.jpg (65.6 Kb) · 0504693.jpg (288.8 Kb) · 5348792.jpg (54.0 Kb) · 9276923.jpg (46.1 Kb) · 3561550.jpg (76.0 Kb)
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 11:47 | Сообщение # 57
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline

1. Нет сведений.
2. Нет сведений.
3. Нет сведений.
4. Покровский храм, г. Саратов.
5. Соловецкий монастырь.
6. Храм Космы и Дамиана в Шубине.


Прикрепления: 6484996.jpg (318.1 Kb) · 7582038.jpg (114.7 Kb) · 7602892.jpg (95.2 Kb) · 1498929.jpg (172.0 Kb) · 6709015.jpg (168.2 Kb) · 4740680.jpg (179.0 Kb) · 7352333.jpg (45.7 Kb) · 5089667.jpg (65.1 Kb)
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 11:51 | Сообщение # 58
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
odessitka

Астра

Добавлю в эту темку оформление костелов из польского Florumа.

Во время паломничества Папы Бенедикта XVI в Польше цветы украшали алтари, а также многочисленные места для встреч. Мы представляем Вам оформление президентского дворца в Варшаве - http://bi.gazeta.pl/im/1/3541/z3541631X.jpg


Прикрепления: 4021241.jpg (74.6 Kb) · 6490042.jpg (78.4 Kb) · 6069360.jpg (65.5 Kb) · 8825136.jpg (59.3 Kb) · 3040040.jpg (76.4 Kb) · 6310335.jpg (95.5 Kb) · 1967828.jpg (107.6 Kb) · 7624245.jpg (74.8 Kb)


Сообщение отредактировал Липовка - Пятница, 18.03.2011, 11:59
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 12:15 | Сообщение # 59
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline

terra86

http://www.facebook.com/schreurs.ros...16618898370156

Прикрепления: 6420622.jpg (86.5 Kb) · 9253089.jpg (57.3 Kb) · 4120811.jpg (87.8 Kb) · 5081418.jpg (66.2 Kb) · 2645017.jpg (91.9 Kb) · 8598143.jpg (94.4 Kb)


Сообщение отредактировал Липовка - Пятница, 18.03.2011, 12:16
 
ЛиповкаДата: Пятница, 18.03.2011, 12:20 | Сообщение # 60
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 142
Награды: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
флориска

Ольга Дмитриевна, Ваши высказывания очень полезны, но позвольте с Вами не согласиться по поводу католической традиции насчет искусственных цветов в храмах. Просто нет такой традиции, а явление такое существует из-за элементарной бедности, или невежества. Прихожане украшают как умеют, зачастую считают, что это красиво и достойно. А правила и каноны в общем то похожи, как и у всех христиан - декорации и цветы, в том числе, должны направлять верующего, подчеркивая самые важные места в храме.

Малова О.Д.

Дорогая Флориска, позвольте Вам возразить в самом главном, с чего начинается православная флористика. Отличие цветочного убранства православного храма от цветочного декора храмов других христианских конфессий весьма существенное. Пышное и монументальное флористическое оформление католических храмов исторически сложилось в связи с традициями в богослужении и западно-европейском искусстве, которые определяют формы и растительную символику средневековья. Обычно в костёлах, кирхах (кирках) готического стиля преобладают монументальные композиции, что гармонично с формами данной архитектуры. "Поэтому использование самых лучших образцов западно-европейского оформления в Русской Церкви плохо совмещается с её духом, архитектурой, службой", - делает вывод Елена Яковлевна Юдаева, ведущий специалист Московского учебного центра "Элита-флора-дизайн" (Цветоводство. - 1997.- № 2). Но искусство - это следствие и отражение весьма существенного догматического расхождения и разделения! Об украшении католических храмов искусственными цветами пишут священнослужители-богословы- это не мои утверждения. Конечно, в наше время преобладание живых очевидно.

Творчество мастеров- титанов ясно показывает, как они работают в готических храмах. Как выдержан стиль! Можно только восхищаться высоким мастерством. Но стиль архитектуры уже диктует формы, а форма дух бережёт. В костёлах пирамидальные композиции родные, а в православных храмах другие образы. На форуме в разделе "Титаны флористики" есть много примеров.
• Грегор Лерш.
• Моника Ванден Берг.
• Моника Ванден Берг.

Прикрепления: 5326610.jpg (33.9 Kb) · 1816901.jpg (40.2 Kb) · 5317906.jpg (77.8 Kb)
 
Форум » Флористика » Гуманитарные основы флористики » Флористика в храме
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск: