artvita | Дата: Пятница, 28.12.2012, 23:33 | Сообщение # 2 |
Новичок
Группа: Проверенные
Сообщений: 3
Статус: Offline
| История в деталях
«Какие люди, такие и истории»… Подобное утверждение справедливо и по отношению к цветам. Сегодня мы предлагаем вам историю эустомы, растения красивого, необычного. И нам придется обратить особое внимание именно на детали, ведь без них невозможно разобраться ни во множестве имен нашей красавицы, ни в тонкостях ее непростого выращивания.
Ботаническая характеристика. К роду Эустома (Eustoma), семейства Горечавковых, относят три вида, распространенных в центральных степных районах США и севера Мексики. Малолетник, культивируемый как летник. Высота растения в природе 30–60 см. Листья цельные, супротивные или мутовчатые. Цветки обоеполые, актиноморфные, одиночные. Чашечка сростнолистная, глубокораздельная. Венчик сростнолепестный, обычно ворончатый или колокольчатый, иногда со складками между лопастями. Расцветка лепестков от темно-голубой до сине-лиловой, изредка встречаются белоокрашенные формы. Плод – коробочка, раскрывающаяся двумя створками. Семена многочисленные, очень мелкие.
Героиня нашего сегодняшнего рассказа является одним из самых декоративных растений семейства Горечавковых (Gentianaceae). В состав семейства входят 87 родов и около 1500 видов, распространенных по всему земному шару, но главным образом в умеренных и субтропических областях, особенно в горных районах. Это многолетние и однолетние травы, иногда – полукустарники и кустарники, редко – небольшие деревца. Для всех них характерно присутствие горьких веществ, гликозидов и алкалоидов, что и обусловило русское название семейства. Растения многих видов семейства используются как лекарственные и декоративные.
История эустомы весьма запутанна и причудлива, а развитие сюжета носит порой явно сказочный характер: тут и прекрасная царевна, и долгая дорога в чужую сторону, и семь ботаников-богатырей, и пробуждение спящей красавицы! Прямо пушкинская сказка на ботанический лад, да и только!
На просторах североамериканских Великих Равнин жил да был очень красивый цветок необыкновенного сине-лилового цвета. Индейцы любили его, почитали как земное воплощение рано умершей дочери одного из вождей и ценили как лекарственное растение. Они считали: если немного лепестков синего колокольчика, как они его называли, добавить в напиток, то он придаст бодрости и сил в дальней дороге.
Растение это было заметное, и нет ничего удивительного в том, что достаточно быстро оно было обнаружено прибывшими в Америку европейцами и переправлено из Нового Света в Старый, где его принялись изучать профессиональные ботаники. Американское растение внешне напоминало знакомые европейским ученым горечавки (Gentiana), правда, было несколько выше известных на то время видов. Именно поэтому знаменитый Карл Линней в своем труде 1762 года, ничуть не сомневаясь, назвал новое растение горечавкой возвышенной, или высокой (Gentiana exaltata). Так прекрасный синий индейский колокольчик получил свое первое научное имя. Первое, но далеко не последнее!
Следующим ботаником, обратившим внимание на прелестное новое растение, был англичанин Ричард Энтони Солсбери (1761–1829). Судьба этого ученого была очень трудной, ботаническое сообщество тех лет частенько воспринимало его работы в штыки, поскольку Солсбери был ярым противником Линнея. Как ученый-ботаник Солсбери сделал немало: в течение 11 лет он был секретарем Ботанического общества, написал несколько прекрасно иллюстрированных книг по систематике растений. Для нас же самое главное следующее: именно он доказал, что индейский колокольчик вовсе не горечавка, и в 1806 году выделил растение в отдельный род, который назвал Эустома (Eustoma). Нельзя сказать, правда, что название это уж очень звучное или оригинальное – в переводе с латыни оно означает «прелестный рот» (видимо, именно такие ассоциации вызвал у Солсбери широко открытый колокольчатый венчик цветка).
В Японии лизиантус (именно так там называют эустому) столь популярен, что прочно вошел в культуру современного общества. Никого не удивляет, например, такой факт: специалисты японской фирмы Navel при создании электронной игры Shuffle! в стиле аниме одну из героинь назвали именем этого цветка. По их версии, Лизиантус очень симпатичная девчушка и, что весьма любопытно, является дочерью бога Эустома.
В том же 1806 году этот вид был вновь «открыт» начинающим американским ботаником Питером Кёртисом (1781–1842), который принимал участие в знаменитой экспедиции Фримана вдоль Красной реки в Техасе. По ошибочному мнению Кёртиса, описанное им растение являлось одним из видов рода Chironia.
В 1833–1835 годах техасскую флору впервые изучал опытный ботаник, известный «охотник за растениями», уроженец Шотландии Томас Друммонд (1790–1835). Среди гербарных образцов растений Техаса, собранных им и отправленных в Англию, оказался и синий колокольчик прерий. Изучением коллекций Друммонда занимался директор Ботанического сада в Кью сэр Вильям Джексон Гукер (1785–1865).
Гукер описал растение как новое под названием лизиантус Рассела (Lisianthus russelianum). Хоть и великий ботаник был Гукер, но тут он здорово ошибся, отнеся нашу эустому к роду тропических бразильских растений. Кстати, эта ошибка имела большие последствия: с систематикой эустомы потом разобрались, а вот неверное название к ней приклеилось навсегда – до сих пор растение во многих странах на обыденном уровне называют лизиантусом. Возникает резонный вопрос: «Кто такой Рассел, и почему в его честь назвали растение?» Александр Рассел (1715–1768) тоже был английским ботаником, врачом и этнологом, сделавшим в свое время очень много для описания флоры, фауны, уклада жизни… Сирии.
Седьмым ботаником, соприкоснувшимся с эустомой, был известный американский ученый-систематик Ллойд Шиннерс (1918–1971), который в своей работе 1957 года утверждал, что «описание эустом в коллекциях выполнены хуже некуда», а многие выделенные к тому времени виды являются разновидностями. В общем, полный беспорядок. Шиннерс предложил рассматривать все ранее упоминавшиеся научные названия техасского колокольчика как синонимы и утвердить за ним имя эустома крупноцветковая (Eustoma grandiflorum).
Пробуждение Спящей красавицы
В наши дни к роду Эустома относят три вида. Но некоторые ботаники высказывают смелую мысль, что вид всего один – эустома крупноцветковая (Eustoma grandiflorum), а два оставшихся – лишь его разновидности.
В природе эустома растет в низинах и на берегах рек Аризоны, Колорадо и севера Мексики. Это приземистое растение с серовато-зелеными листьями и цветками разных оттенков – от голубого до пурпурного. Современные ботаники и экологи с тревогой говорят о том, что ареал эустомы стремительно сокращается в связи с наступлением цивилизации на земли Великих Равнин.
Судьба эустомы как культурного растения сложилась удивительным образом. В 1835 году цветок попал в ботанический сад Глазго, а дальше начал потихоньку распространяться среди любителей комнатного цветоводства. Так или иначе, в 1878 году появилось первое описание его как комнатного растения. Но растение оставалось малораспространенным – красавица «спала».
«Сон» эустомы продолжался почти сто лет. А пробудилась наша Спящая красавица вдали от своих родных североамериканских равнин и не слишком ласковой к ней Европы – в Японии. В Страну восходящего солнца эустома попала под названием лизиантус и совершенно неожиданно обрела там огромную популярность. Японцы придумали для эустомы и японское имя – тorukokikyo (от слов тoruko –«дамская шляпка» и кikyo – «колокольчик»). В конце 1960-х обнаружилось, что бывают белые и розовые эустомы. В 80-е годы за селекцию эустомы в Японии взялись ведущие фирмы, и результат не заставил себя ждать. Появились махровые и крупноцветковые сорта, высокие для срезки и совсем низенькие для выращивания в горшечной культуре, сорта с двуцветными, красными, светло-желтыми, зеленоватыми цветами. Цветок оказался удобным для перевозки, эффектным в букетах и долгоживущим в вазах, многие оценили его как превосходную культуру для выращивания в контейнерах и горшках. Японский опыт культивирования эустомы спешно переняли цветоводческие хозяйства Европы и США, и сейчас цветок, в котором уже трудно узнать скромный «синий колокольчик прерий», занимает достаточно почетное место на цветочном рынке.
Японская фирма Sakata имеет, по-видимому, самый богатый на сегодняшний день ассортимент эустомы в мире – оптовым покупателям предлагаются семена свыше 50 сортов и цветовых вариаций этого растения.
‘Aurora’. Это сортосерия эустомы для срезки с махровыми цветами. Высота стеблей 90–120 см, цветы могут быть синего, розового и белого цвета. Растения зацветают на 2–3 недели раньше остальных сортов. Эустомы сортосерии ‘Aurora’ рекомендуются для выращивания в зимнее время.
‘Echo’. Пожалуй, самая популярная сортосерия эустомы. Высота растений около 70 см, стебли раскидистые, увенчанные крупными махровыми цветами. Эустомы ‘Echo’ – одни из лучших для выращивания на срезку, раннего срока цветения. Предлагаются семена 11 различных цветовых вариаций, в том числе и двуцветные.
‘Flamenco’. Великолепные срезочные эустомы с очень длинными (90–120 см) крепкими стеблями, цветы простые очень крупные (диаметр до 8 см!). Растения этой сортосерии менее капризны по сравнению с другими срезочными эустомами, не нуждаются в очень уж высокой температуре и непривередливы в отношении фотопериода. Расцветка также весьма разнообразна – от чисто-белой до красной и темно-синей, включая двуцветную.
‘Heidi’. Достаточно широко распространенная сортосерия. Высота растений около 90 см, цветы простые, отличаются очень обильным цветением. Цветовых вариаций известно немало – целых пятнадцать!
‘Mermaid’. Эту сортосерию фирма Sakata предлагает для выращивания в качестве горшечной культуры. Высота растений всего 12–15 см, они не нуждаются в прищипке для усиления кущения, цветут роскошными простыми цветами диаметром до 6 см. Венчик с шелковистыми лепестками может быть окрашен в белый, синий, розовый или лилово-розовый цвет.
Любителям семена чудесных эустом тоже доступны. Например, американская фирма Burpee предлагает две эксклюзивные сортосерии для выращивания на срезку – ‘Balboa’ и ‘Rose Bouquet Collection’.
«Роза любви»
Эустома шагает по планете. За последние 15–20 лет эустома из малоизвестного растения превратилась во многих странах в настоящий хит. Например, в США производство эустомы является самым быстро растущим сегментом цветочного рынка. Примерно то же самое происходит в Австралии и Новой Зеландии. Цветоводы Австралии даже разработали собственный метод культивирования эустомы в искусственном субстрате с очень мелкими частицами при поливе водой, обогащенной кислородом.
У нас эустома пока в общем-то малоизвестное растение, но будем надеяться, что ситуация скоро изменится к лучшему. В качестве срезочной культуры она столь оригинальна и неожиданна, что многие флористы, особенно в США, стали с удовольствием включать ее в свои композиции. Ее синие, белые, двуцветные «розочки» изумительно красивы в свадебных букетах и бутоньерках. Может, поэтому у нее и появилось новое английское название – «роза любви» (love rose).
|
|
| |